Проверка слова:  

 

Конкурс «В нашей семье говорят по-русски» (2009)

 

Размышления о русском языке

18.12.2009

Русский язык – язык, на котором мы учились и воспитывались. На этом языке написаны величайшие произведения.

Всю нашу сознательную жизнь, чуть ли не с детства, сопровождают произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Пушкин дорог мне тем, что он научил меня понимать красоту, бережно относиться ко всему светлому и прекрасному. И наконец, Пушкин – основоположник русского литературного языка.

Русский язык – это не только язык Пушкина, Достоевского, Толстого – это язык величайшей культуры и цивилизации.   Любовь к этому языку я стараюсь пронести через всю свою жизнь и стараюсь воспитать любовь к нему в своих учениках.

С распадом СССР изменилось и отношение к русскому языку: сократились часы на изучение русского языка в национальных группах, стали переводить на родные языки некоторые «русские» слова, которые укоренились в языках многих народов. Но время расставило все на свои места. Такие слова, как аэропорт, университет и др. возвратились на свои места. Они не нуждаются в переводе. Ведь язык – это живой организм и насильно внедрять новые слова его нельзя.

В учебнике Л. А. Введенской «Русский язык и культура» я прочитал о том, что после распада СССР в некоторых республиках бытовало мнение о том, что «русский язык – это язык оккупантов». Не могу я согласиться с таким мнением. Так могли говорить только ограниченные люди. Образованная же часть общества всегда считало и считает, что это язык прогресса, язык передовой науки, язык великой страны.

Свой первый урок в каждом классе я начинаю с темы «Значение и роль русского языка на современном этапе». На этих занятиях стараюсь рассказать о той большой роли русского языка, которую он играет сегодня. Ведь сама жизнь подсказывает нам необходимость его изучения. Если ты хочешь стать высокообразованным человеком, ты должен владеть русским языком. Больше половины научной литературы выходит в настоящее время на русском языке. Изучение же этого языка приобщает нас к мировой культуре и цивилизации. Разве можно не знать Пушкина, Достоевского, Толстого! Ведь это величайшие гении, творчество которых принадлежит всему миру. 

Постепенно ребята начинают осознавать необходимость изучения русского языка. Они с удовольствием читают Пушкина, Булгакова, Блока, Ахматову. 

В одном сочинении, посвященной лирике Пушкина, одна ученица написала: 

«Пушкин всегда учит нас бережно и осторожно относиться к таким высоким чувствам, как любовь: "Любовь еще, быть может, в душе моей угасла не совсем; но пусть она вас больше не тревожит: я не хочу печалить вас ничем". Мы видим, что очень хороший, умный человек страдает: от него ушла любовь неразделенная, печальная, но большая и глубокая человеческая любовь. Она не принесла ему ничего, кроме страданий: он грустит, расставаясь с нею, потому что любовь, пусть даже неразделенная, – это большое  счастье, которое дается не каждому. "Я вас любил безмолвно, безнадежно, то робостью, то ревностью томим, я вас любил так искренно, так нежно, как дай вам бы любимой быть другим"».

Оставляет глубокий след в душах ребят и творчество Анны Ахматовой, особенно её «Реквием». Не могу не привести и следующие строки из сочинения ученицы лицея:

«Мотив "окаменелости" проходит через все произведения и в заключение воплощается Ахматовой в образе Памятника. Именно себя заковала она в мрамор, облачила в белые каменные одежды, в себя вобрала все то огромное горе, что давило на плечи необъяснимой тяжестью. Она, подобно Данко, отдала свое пылающее, чуткое, бьющееся в искреннем сострадании сердце другим, тем, кто помнил и ждал, верил и любил, скорбил и оставался Человеком. Вырванное из этой по-женски хрупкой груди, оно вселяло надежду и сухонькой старушке, что ожидала весточки от пропавшего сына; и обитателям тесной ленинградской квартиры, что в одну из ночей лишились отца; и оплакивающей разлуку жене, и … Частички теплого чувственного сердца согревали, ободряли, укрепляли веру в торжество справедливости, призывали к вечной памяти об усопших. Иначе говоря, "Реквием" посвящен не только мертвым, но живым, нам с вами. Ахматова призывает нас не забыть об этом периоде истории, о жертвах беспощадного террора и о тех, кто не покинул своих близких в эти непереносимо трудные дни и годы. В своем произведении поэтесса одна из первых зажгла Вечный огонь в их памяти. Наш долг не дать ему угаснуть».

Такие работы остаются надолго в памяти. Читая их, еще и еще раз убеждаешься в том, что дети не просто знают, но и чувствуют литературные произведения. 

Вспоминаются уроки  литературного чтения в узбекском классе. Заходишь в класс – гора рук. Каждый хочет прочитать, рассказать, выделиться своими знаниями. В программу по литературному чтению включен отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» – «Первый бал Наташи», который выразительно и с комментариями был прочитан мной. Дома я попросил ребят нарисовать Наташу такой, какой они её представляют и рассказать о ней на следующем уроке. Задание ребята выполнили с удовольствием. У каждого из ребят своя Наташа и каждый утверждал, что его Наташа самая лучшая. Главным было то, что дети стремились выразить свое мнение  на русском языке.  Затем учащиеся, затаив дыхание, смотрели отрывок из фильма С. Бондарчука «Война и мир».

Знакомя учащихся с творчеством Пушкина, стараюсь сравнивать великого русского поэта с великим узбекским поэтом Алишером Навои. Хотя они жили в разное время, но отразили в своем творчестве вечные темы: жизни и смерти, любви, природы, красоты, назначения поэзии, молодости, старости, бессмертия. Вместе с тем идеи и темы их произведений, созвучны нашему времени, а проблемы, решаемые в их творчестве, остро волнуют и современного человека…

Идет урок литературного чтения… Ребята сегодня познакомятся с отрывком из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» с «Письмом Татьяны к Онегину». В поэме Алишера Навои «Фархад и Ширин» тоже есть письмо  Ширин и Фархада. И в том и в другом произведении первыми пишут влюбленные героини – Ширин и Татьяна. Эти произведения не похожи ни по форме, ни по содержанию, но ясно то, что поэты воспевали Женщину и Мужчину, понимая всю глубину и величие настоящей любви.

Затем учащиеся читают отрывки из писем Татьяны и Онегина, Ширин и Фархада. Звучат восточные мелодии любви и  фрагменты из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин».

В заключение заостряю внимание на том, что и Алишер Навои и А. С. Пушкин понимали значение дружбы народов для мира, что очень важно сегодня, в наше непростое время. Навои писал: «Нет, не дело вражда, в добром мире живите, народы!» Они созвучны поэтическим строкам А. С. Пушкина того времени: «Когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся».

Пушкин и Навои любимы всеми народами. Совсем недавно в Москве установили памятник Алишеру Навои.

И так из урока в урок стараешься использовать какие-то методические приемы, чтобы заинтересовать детей и заставить их говорить на русском языке.

Профессия учителя русского языка сегодня не простая. Главное – любить её, чтобы она приносила радость. А радость – это когда твои ученики говорят и мыслят на этом языке. 

Текущий рейтинг: