Подсказки для поиска

Внимательный

Внимающий

Спасибо за внимание

Принимая во внимание

Обратите внимание

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык

Диминутивы помогают ребенку усваивать язык
В коллаже использованы материалы фотобанка Unsplash

Дети очень быстро начинают говорить на родном языке, при этом речь взрослых, обращенная к детям, часто бывает обеднена и упрощена. Исследователи обратили внимание на это противоречие и попробовали его объяснить. О том, что помогает ребенку понять устройство языка, доктор филологических наук, заведующая отделом теории грамматики ИЛИ РАН Мария Дмитриевна Воейкова рассказала в докладе «Вспомогательные механизмы языка и их роль в усвоении языка ребенком».

Разговаривая с матерью, маленький ребенок получает недостаточно языковой информации, но при этом он умудряется на этом скудном материале в кратчайшие сроки освоить сложную систему языковых закономерностей.

Проблема, которую сформулировал знаменитый лингвист Ноам Хомский, так называемая проблема Платона, состоит в том, что маленький ребенок в кратчайший срок должен овладеть сложной языковой системой, а языковой материал, который он получает «на входе» (инпут), довольно беден. Последователи Хомского, представители генеративного направления в лингвистике, ищут мостики между абстрактной языковой системой в том виде, в каком она представлена в генеративном описании, и возможностями маленького ребенка.

Таким помощником становится вспомогательный механизм, bootstrapping. Этот термин (от англ. bootstrap — ремешок-петля в верхней части ботинка или сапога, облегчающая его надевание) предложил в 1984 году канадский психолингвист Стивен Пинкер.

Понятие вспомогательного механизма предполагает, что в языковой системе, помимо основных маркеров грамматических различий, существуют скрытые вспомогательные маркеры, которые позволяют ребенку опереться на упрощенную систему ориентации в грамматической системе и таким образом приобрести навыки правильного языкового поведения.

Пример действия подобных вспомогательных механизмов — различение глаголов и существительных в английском языке при помощи ударения, которое приводит в своем исследовании Майкл Келли1. Из трех тысяч произвольно взятых двусложных существительных 94% имели хореическую акцентную схему (ударение на первом слоге, a pencil). Из тысячи двусложных глаголов 69% имели ямбическую схему (ударение на втором слоге, to begin). Таким образом, можно с высокой вероятностью отнести незнакомое английское слово к глаголам или существительным только на основании его акцентной структуры. 

Подобные вспомогательные механизмы индивидуальны для каждого языка. Среди наиболее вероятных кандидатов на эту роль в русском Мария Воейкова называет диминутивы (слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами), которые позволяют избавиться от непродуктивного третьего склонения (мышь — мышка; вермишель — вермишелька), приводя существительные к более простой схеме склонения, а также помогают определить границу слов. 

Русские дети усваивают род диминутивов (производных форм) раньше, чем род простых форм, или симплексов. Частотность диминутивов в «языке нянь» сильно различается в разных языках. В русском «языке нянь» количество диминутивов может составлять до 80%.

Портал «Грамота.ру»

Еще на эту тему

Дети, рожденные в пандемию, медленнее овладевают языком

Это результат ограничений на социальное взаимодействие, считают исследователи

Как взрослые понимают бессвязную речь маленького ребенка? Результаты исследования

Главное — не произнесенные звуки, а учет опыта коммуникации

Общее и различное в освоении языка ребенком и взрослым

Ребенок находится в более выигрышном положении, чем иностранец

все публикации

Критический взгляд на текст: как увидеть искажения и ловушки

Чтобы лучше понимать прочитанное, нужно развивать читательскую грамотность


Новые возможности восприятия книг: что лучше, буквы или звуки?

Слуховое чтение набирает популярность, но для него все равно нужны письменные тексты


«Давать» и «дарить»: какие слова можно считать однокоренными

Лингвист Борис Иомдин описывает два критерия, которыми могут пользоваться школьники


Как лингвисты проводят эксперименты: от интроспекции до Amazon

Какие инструменты они используют и где ищут участников, рассказывает «Системный Блокъ»


«Я хочу продолжать работать с текстами»

История незрячего редактора Иоланты, которая благодаря цифровым технологиям может заниматься тем, что нравится


Наследие Михаила Панова и судьбы русской орфографии

Статья Владимира Пахомова в журнале «Неофилология» помогает осмыслить проблемы русского правописания


Праздники грамотности

Как в мире проверяют знание правил родного языка


Научный стиль: точность не в ущерб понятности

Им пользуются авторы учебников, исследователи, лекторы, научные журналисты


Самый важный предмет. Функциональный подход к обучению русскому языку

Лекция Марии Лебедевой для Тотального диктанта о роли языка в учебе и в жизни


Карточки Марины Королёвой вышли в виде книги «Русский в порядке»

Получился маленький словарь трудностей русского языка


Русский как индоевропейский: общие корни заметны даже у дальних родственников

На что обращают внимание лингвисты, когда сравнивают языки и выясняют их историю


«Победю» или «побежу»? Почему некоторые слова идут не в ногу

Сбои в парадигме могут возникать в результате конфликта разных правил


«Абонемент для абонента»: что такое паронимы и как их различать

Их любят поэты и рэперы, но ненавидят те, кто готовится к ЕГЭ




Вышло новое издание исследования «„Слово о полку Игореве“: взгляд лингвиста»

Это вторая книга в серии работ академика Андрея Зализняка, которую выпускает издательство «Альпина нон-фикшн»


Пять вдумчивых книг о чтении для тех, кому интересен и процесс, и результат

Что знают о человеке читающем социологи, педагоги, библиотекари


Четвероклассник зрит в корень, или усечение фортепьяно

Каждый месяц мы выбираем и комментируем три вопроса, на которые ответила наша справочная служба